Форум Великої Кісниці

Теми для публікацій та розмов


корни знаменитостей
24 березня 2010 Юрий Чабан

My native vilage
29 жовтня 2008 (Студент)

Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Юрий Чабан Тема: корни знаменитостей
07.05.2008
Газета «Труд»

Анонс публикаций газеты 'Труд' на 8 мая

«Какой была наша Победа»

Празднуя 9 Мая в XXI веке, россияне вспоминают истории своих семей

Что празднует Россия каждый год 9 Мая?

Для кого-то День Победы – это торжество справедливости и символ исполненного патриотического долга. Для одних – личное счастье пережить страшную войну и остаться в живых, для других – праздник со слезами на глазах и воспоминание об утратах. Но для каждого из нас этот общегосударственный праздник неизменно остается праздником семейным. Ведь в каждой российской семье есть своя история Великой Отечественной. Сегодня в «Труде-7» наши собеседники рассказывают о том, что значили война и Победа для их семей.

Гоша Куценко:

«Я думаю, настанет время, и выйдет фильм о моем дедушке»

– Мой дед – личность легендарная! – рассказал «Труду» актер Гоша Куценко. – К сожалению, я не застал его в живых. Но история, которая случилась с ним и его семьей во время войны, вполне достойна экранизации, и я думаю, настанет время, и выйдет фильм о моем дедушке – Василии Дмитриевиче Назимове.

Мой дед родился в 1910 году. Когда началась война, он со своей семьей – женой Ульяной Романовной и четырьмя детьми: двумя сыновьями и двумя дочками – жил в селе Великая Косница на западной Украине. Дедушка работал директором школы, преподавал математику и оружия никогда не держал в руках. Бабушка тоже была учительницей. У них была квартирка в здании школы с отдельным входом.

Дед ушел на войну в 1941-м, бабушка продолжала учить детей в школе. Моей маме Светлане Васильевне тогда только исполнилось четыре года, но она помнит, что Василий Дмитриевич каждому из детей присылал с фронта открытки – у всех сохранилось по стопочке его весточек из разных мест, где шли бои, в том числе и из Берлина, в штурме которого дед тоже участвовал. А еще сохранился дневник деда, который он вел всю войну. Я иногда листаю его и вчитываюсь в полустертые строчки и буквы. Когда дед ушел на войну, Великая Косница оказалась на оккупированной территории, и семье Назимовых пришлось спешно покинуть село. Бабушка погрузила всех детишек в тачанку, которую везла слепая кобыла (ее семье выдали для эвакуации. – «Труд-7».), и вместе с приемным сыном Виталием и домработницей Фросей толкала ее сзади. А вскоре дед на фронте получил официальное письмо, в котором сообщалось, что вся его семья погибла.

Трудно представить себе те чувства, которые он пережил! Я прочел в его дневнике: «Когда я узнал об этой страшной трагедии, я решил пойти на передовую и бить фашистов в хвост и гриву. Беречь себя мне теперь было незачем».

Но пули не брали деда даже на передовой, и он все чаще возвращался к мысли о семье. Сердце ему подсказывало, что на самом дел его близкие живы и ждут от него весточки. И тогда Василий Дмитриевич пишет письмо в Великую Косницу на адрес школы: «Уважаемый директор школы. Прошу Вас, помогите! Если вы хоть что-нибудь знаете о моей семье – Назимовых, – напишите открытку. Моя супруга Ульяна Романовна работала в вашей школе. Даже спустя год я не в силах поверить, что моей дорогой жены и четверых детей нет среди живых…» Это письмо деда попало прямиком в руки бабушки Ульяны Романовны – в то время она была назначена директором школы вместо мужа. Увидев долгожданный знакомый почерк и узнав о том, что кто-то из односельчан заживо похоронил ее вместе с малыми детьми, она упала в обморок. А когда пришла в себя, стремглав побежала на почту и дала срочную телеграмму: «Вася, мы живы-здоровы, только у тебя уже пятеро детей!» Когда Василий уходил на фронт, еще ни Ульяна, ни он не знали, что у них появится пятый ребенок – Леся.

Дед с бойцами переправлялись на лошадях через Днестр, когда перед ними возник ординарец, который кричал что есть мочи: «Василий! Василий!!! Тебе пришла телеграмма! Все твои живы и здоровы! У тебя родился ребенок!» «Ур-ра!» – раздалось вокруг, и Василий взмыл под небеса. Это товарищи подбрасывали его вверх, как победителя.

В дневнике дедуля написал: «В тот день мы шли в атаку, как на праздник, и подчистую разбили фашистов!» Между семьей и дедом снова возобновилась переписка. Однажды он даже прислал детям посылочку с обновками. Сохранилось фото: моя мама и ее сестры-братья, нарядные, но босые, стоят на фоне ковра. Они специально сфотографировались, чтобы послать снимок папе, чтобы он был уверен, что вся семья в сборе. Когда позировали фотографу, к ним неожиданно подошла цыганка. Она сказала бабушке: «Скоро к вам приедет гость». Какой гость, если дед был далеко на фронте! Но мама рассказывала, что каждый вечер дети ждали этого таинственного гостя Однажды ночью, когда все спали, в их окошко кто-то постучал. Мама выглянула – двое военных. Один из них – дедушка Василий. Она не видела мужа более четырех лет, обмерла и дар речи потеряла. – Ульянушка, я на пять минут! – шепнул дед, взял фонарь, подошел к детям и всех пересчитал: один, два, три, четыре, пять. Обнял жену и был таков. Он был дома считанные минуты. Дед примчался с ординарцем на мотоцикле, чтобы хоть одним глазком взглянуть на своих детишек и жену. И из дома снова вернулся на позиции.

Шел 44-й год, и дедушке казалось, что войне скоро конец и что его семье больше ничего не угрожает. Но его ожидал еще один удар. Село Великая Косница захватили румыны и принялись расправляться с коммунистами. Ульяна Романовна была членом партии, и захватчики приговорили ее к смерти.

Ее вели на виселицу, а пятеро ревущих детишек семенили следом, понимая, что сейчас может произойти непоправимое.

Такое бывает только в кино, скажете вы, но веревку на шее бабушки затянуть не успели, потому что в этот момент в Великую Косницу вошли советские солдаты. Заслуженный учитель России Ульяна Романовна Назимова, моя любимая бабушка, прожила долгую жизнь – 97 лет без одного месяца – и ушла из жизни в ясной памяти всего два года назад. До последнего дня она получала письма от своих учеников, многим из которых было по 70–80 лет. Став вдовой, она больше не выходила замуж. Ее счастье длилось недолго. Дедушка вернулся с фронта в 1945 - м, но после войны не смог вернуться к гражданской жизни и остался в армии – его сделали начальником политотдела штаба корпуса в Днепропетровске. Представили к званию генерала, но дед буквально месяц не дожил до большой звезды на погонах. Человека, которого не взяли пули, не сломило горе, сразил страшный недуг – рак легкого.

Всего семь лет мирной жизни выпало на долю моего легендарного деда. В январе 1952 года его хоронил весь Днепропетровск. Я очень жалею, что дед не дожил до моего появления на свет, но очень его люблю и стараюсь жить достойно его светлой памяти.

24 березня 2010


1


  Закрити  
  Закрити